Tania Osipova (lutien_red) wrote in interesniy_spb,
Tania Osipova
lutien_red
interesniy_spb

Categories:

... и придать изящный вид

В фонде промышленной графики Отдела эстампов РНБ хранится значительное число этикетов (художественно оформленных оберток) и упаковок для кондитерских товаров, производившихся в России в конце XIX - начале XX в. В то время почти 40% фабрик располагались всего в 3 губерниях - Московской, Харьковской и С.-Петербургской, где выпускали 80% продукции. Неудивительно, что очень многие из сохранившихся этикетов были предназначены именно для петербургских предприятий. Эти произведения малых форм графики являются частью истории Петербурга, дополняя и удивительно расцвечивая картину развития его торговли и промышленности.

Появление этикетов, несущих сведения о производителе, диктовалось условиями конкурентной борьбы. Они также защищали продукцию от неблагоприятных воздействий, а еще были способны сделать товар более привлекательным для покупателя. Обертки рубежа XIX - XX вв., как правило, отличает высокое качество печати. Их изготавливали в лучших литографских мастерских, способных точно передать изысканность рисунка и насыщенность цвета, выразительно применить тиснение. Оформление этикетов было весьма разнообразным с сюжетной стороны. Фрукты и цветы, от стилизованных до реалистических; портреты современных знаменитостей: актеров, писателей, политиков - все это встречается на обертках конфет, карамели, шоколада, печенья. Множество тем подарила мировая литература: детские сказки, басни И.А.Крылова, сочинения Н.В.Гоголя, фантастические проекты Ж.Верна, Евгений Онегин и Шерлок Холмс… Кондитерские фабриканты живо откликались на события культуры и истории, отметив юбилеи А.С.Пушкина (1899) и А.В.Кольцова (1809), 100-летие Отечественной войны 1812 г., 200-летие Петербурга (1903) и 300-летие дома Романовых (1913). Одни этикеты всего лишь радовали глаз, другие могли стать пособием при обучении ребенка (шоколад "Бумажные поделки", "Географический атлас").



Художники, которые оформляли обертки и упаковки, чутко улавливали в новейшем "высоком" искусстве выигрышные для себя приемы. Эпохой модерна веет от прихотливых рисунков для карамели "Стильная", неоклассицизм стоит за этикетом для конфет "Ампир". Всегда распространенной была, конечно, тема России в разном ее преломлении: патриархальная старина (карамель "Боярская"), крестьянская жизнь (шоколад "Русские песни в лицах"). Особое патриотическое звучание этой теме было суждено приобрести с началом I-й Мировой войны в 1914 г. (шоколад "Славянский").



О том внимании, которое уделялось упаковке товара, очень выразительно повествует рекламное издание 1889 г., посвященное знаменитой фабрике "Жорж Борман", которая выпускала шоколад и конфеты, мармелад и пастилу, карамель, монпансье и леденцы. "Но выделкою всех этих продуктов не ограничивается деятельность фабрики …. Необходимо все заготовленное на фабрике завернуть, упаковать и придать ему также изящный вид. С этой целью фирма … расходует огромные суммы на изготовление различных этикетов, приобретение художественных, изящных картинок, коробок, оберток. При этом, стремясь во всем поддерживать русское производство, фирма … задается целью и в этом отношении остаться верною самой себе: все необходимые для завертывания и укупорки товаров этикеты, ящики, коробки, и жестянки, - на что фабрика расходует в год до 75.000 рублей, - изготовляются для нее русскими мастерами. Эта потребность вызвала даже учреждение отдельных мастерских и фабрик, специально занятых изготовлением ящиков, жестянок и этикетов, картонок и коробочек для фабрики Жоржа Бормана".

1917 г. и последующая Гражданская война разрушили процветавшую кондитерскую отрасль, которая стала восстанавливаться только к середине 1920-х гг. В 1930-е гг. в Ленинграде функционировали уже исключительно государственные фабрики по производству конфет, шоколада и кондитерских изделий. Лишь четыре крупных производства - бывшие "Жорж Борман", "Блигкен и Робинсон", "Г.Ландрин" и "Карл Бездека" - пережили эру социально-политических потрясений, тогда как память о прочих многочисленных фабриках и мастерских сохранили только разноцветные обертки.

"Карл Бездека"
Владельцы:
Карл Францевич Бездека /Бездэка/ (1908-1913)
Акционерное общество (1914-1917)
Адреса:
Максимилиановский пер., 21: мастерская вафель и облаток (1908)
Измайловский пр., 18: мастерская вафель и облаток (1909-1912); фабрика (1913, 1914)
Балтийская ул., 51 (1915)
Балтийская ул., 59 (1916, 1917)
После 1917 г.
Адреса и названия:
Балтийская ул., 59: 4-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика Бездэка (1922), 4-я Государственная конфетная фабрика "Кондитер" (1923), 4-я конфетно-шоколадная фабрика "Красный кондитер" (1924), 4-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика "Красный кондитер" (1925-1934)
Число рабочих: 407 (1930), 372 (1931), 430 (1932), 635 (1933)
Продукция: мягкая карамель (1934)

"Блигкен и Робинсон"
Владельцы:
Иосиф /Осип/ Семенович Блигкен и Макс Романович Робинсон (1892, 1894-1903)
М.Р.Робинсон (1904-1906)
М.Р.Робинсона наследники (1907-1912)
Акционерное общество (1913-1917)
Адреса:
Лиговская ул., 52
Число рабочих: 200 (1892), 270 (1894), 350 (1901), 500 (1903-1909)
Сведения об оборудовании: 4 паровых машины (1898, 1900), 5 котлов (1903-1908)
После 1917 г.
Адреса и названия:
Лиговская ул., 52: Галетно-макаронная фабрика Блигкен и Робинсон (1922), 2-я Государственная макаронно-галетная фабрика "Воля" (1923 не работает), конфетная мастерская Государственного пищевого треста и 2-я макаронная фабрика "Свобода" (1924); 2-я Государственная макаронная фабрика "Свобода" (1925-1928); 2-я кондитерская фабрика (1931-1934)
Число рабочих: 600 (1931), 527 (1932), 328 (1933)
Продукция: кондитерские изделия (1934)

"Жорж Борман"
Основана в 1862 г.
Владельцы:
Григорий Николаевич Борман (1892, 1894)
Г.Н.Борман (в 1899 г. директор-распорядитель), Георгий Григорьевич Борман (в 1899 г. директор), Иван Яковлевич Упенек(в 1894 г. управляющий, в 1899 г. директор правления) (1896-1900)
Товарищество (1900-1917)
Адреса:
Английский пр., 16 (1892, 1894, 1895, 1906-1909)
Английский пр., 14-16 (1896-1905)
Английский пр., 16 и Деминская ул., 3 (1910-1917)
Число рабочих: 280 с подмастерьями (1889), 205 (1892), 200 (1894), 310 (1901, 1902), 450 (1903-1909)
Сведения об оборудовании: 1 паровая машина и 2 паровых котла (1889), 1 паровая машина (1898), 2 котла (1903-1908)
Продукция: К 1889 г. фабрика выпускала до 2.400.000 кг продукции в год: шоколад (в день - до 1.440 кг), мармелад и пастилу (до 480.000 кг в год), карамель, монпансье и леденцы (в день - до 2.400 кг), конфеты. В 1895 г. ежедневное производство шоколада и конфет составляло 3.276 кг.
После 1917 г.
Адреса и названия:
Пр. Маклина, 14-16: 1-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика Борман (1922). Пр. Маклина, 16: 1-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика им. Самойловой (1923, 1925-1932), 1-я конфетно-шоколадная фабрика им. Самойловой (1924). Пр. Маклина, 16-18: 1-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика им. Самойловой (1933), 1-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика им. К.Самойловой (1934)
Число рабочих: 2.097 (1930), 3.100 (1931), 2.029 (1932), 1.943 (1933)
Продукция: конфеты, бисквит (1934)





"Г.Ландрин"
Основана в 1848 г.
Владельцы:
Евдокия Ивановна Максимович (1892, 1894-1903)
Е.И.Максимович наследники (1904)
Валентин Александрович Максимович (1905-1912)
Товарищество (1913-1917)
Адреса:
Екатерингофский пр., 7-9 (1892, 1894, 1897-1912)
Екатерингофский пр., 9 (1895, 1896)
Б. Сампсониевский пр., 95 (1913-1917)
Число рабочих: 365 (1892), 400-500 (1894), 350 (1901, 1902), 370 (1903-1909)
Сведения об оборудовании: 1 паровая машина (1898, 1900)
После 1917 г.
Адреса и названия:
Екатерингофский пр., 9: мастерская, владельцы А.Е. и Р.А.Боярские, М.А.Миньковский (1927); фабрика Ленинградского союза потребительских обществ (1928-1931); 9-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика (1932)
Безбородкинский пер., 1: 3-я Государственная конфетная фабрика Ландрина (1922)



Источник: http://www.nlr.ru/
Tags: реклама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments